Инклюзивное и коррекционное образование

Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (инвалидов) в образовательных организациях Калининградской области

Модернизация системы образования в части реализации инклюзивного подхода и создания специальных условий для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, предполагает обновление программ подготовки педагогического состава управленческого аппарата образовательных организаций к реализации ФГОС ДО, ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С этой целью Калининградский областной институт развития образования организует обучающие мероприятия по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров в области инклюзивного образования в соответствии с требованиями стандартов и выявленными в ходе анкетирования слушателей потребностями.

Министерством образования Калининградской областиутверждена региональная нормативная и методическая база для реализации мероприятий по предоставлению образовательных услуг лицам с ОВЗ и инвалидам:

1. Приказ от 29.06.2015 № 611/1 «Об организации работы психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних граждан»

2. Приказ от 28.08.2017 года № 897/1 «Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам».

3. План по реализации мероприятий («дорожная карта») по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Калининградской области на 2017-2020 годы.

4. Приказ от 19.09.2019 № 1388/1 «Об организации работы образовательных организаций-участников апробации примерных адаптированных образовательных программ основного общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2025 годы».

5. План мероприятий «дорожной карты» по апробации примерных адаптированных образовательных программ основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяв Калининградской области на 2019 – 2025 гг.

Разработаны и реализуются шесть дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в объеме 36 академических часов, в содержание которых включены технологии обучения педагогов специальным коррекционным методам и приемам обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

  • «Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности в обучении»;

  • «Особенности деятельности учителей-дефектологов в условиях специального и инклюзивного образования»;

  • «Реализация адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • «Особенности организации работы по профилактике асоциального поведения в детско-молодёжной среде»;

  • «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»;

  • «Эффективные модели социализации и интеграции в общество обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в соответствии с ФГОС».

Институт развития образования ежегодно проводит курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности образования обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС» в объеме 108 учебных часов. Повышение квалификации по вопросам внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья прошли в 2018/2019 году 285 педагогических работников и специалистов служб сопровождения города Калининграда и Калининградской области.

Кроме того, разработаны и реализуются следующие программы дополнительного профессионального образования в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих, педагогических работников и специалистов образовательных организаций:

  • «Педагогические работники, оказывающие логопедическую помощь детям с нарушением речи» (в 2018/2019 учебном году обучение завершили 25 чел.);

  • «Коррекционная педагогика и психология» (в 2018/2019 учебном году обучение завершили 15 чел.). 

Профессиональная переподготовка по данным программам рассчитана на 504 и 528 учебных часов соответственно. Содержание программ разработано с учетом современных требований к уровню квалификации и необходимости освоения инновационных методов решения профессиональных задач в области коррекционного и инклюзивного образования. Программы профессиональной переподготовки педагогических работников направлены на формирование специальных профессиональных компетенций, получение теоретических и практических знаний в области организации инклюзивного образования, психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

С 25.09.2018 по 19.10.2018 года в рамках проекта «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» Калининградский областной институт развития образования и «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» провели обучающие мероприятия для директоров школ и их заместителей по новой практико-ориентированной программе повышения квалификации «Управление эффективностью организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в соответствии с требованиями ФГОС» (обучено 103 человека).

Среди особенностей теоретической и практической составляющих данной программы необходимо озвучить отмеченные слушателями достоинства:

  1. разъяснение действия основных положений нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования, в том числе реализации основных методологических подходов ФГОС на практике, освоение технологий составления локальных актов образовательных организаций, в том числе адаптированных образовательных программ;

  2. изучение специальных условий для всех вариантов адаптированных образовательных программ;

  3. практическая работа с заключениями ПМПК в ходе которой эксперты разъясняют условия организации инклюзивного образования в соответствии с каждым вариантом адаптированных программ.

В рамках межкурсовой подготовки в 2018/2019 г. было проведено 10 мероприятий (участвовало 211 человек) для воспитателей и учителей, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов. Семинары проходили в том числе и базе ведущих образовательных организаций региона, которые являются партнерами Калининградского областного института развития образования. Программное содержание семинаров направлено на восполнение профессиональных дефицитов педагогов и специалистов службы сопровождения в условиях введения федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Тематика семинаров, мастер-классов, тренингов, вебинаров была подобрана с учетом тенденций развития инклюзивного образования и актуальных запросов слушателей:

- «Современные подходы к обеспечению преемственности в реализации адаптированных программ в условиях инклюзивного образования»;

- «Тьюторские технологии в деятельности специалистов служб сопровождения при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;

- «Межведомственное взаимодействие служб примирения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в организации деятельности служб»;

- «Создание инклюзивной развивающей среды как условие формирования толерантности у обучающихся (воспитанников)»;

- «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ»;

- «Организация работы по предупреждению профессионального выгорания педагогов»;

- «Организация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования»;

- «Организация сопровождения детей с РАС в условиях ДО»;

- «Реализация адаптированных образовательных программ в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ»;

- «Предупреждение и исправление нарушений чтения и письма у обучающихся с нарушением слуха в начальных классах ФГОС ОВЗ».

За период с 24.06.2018 по 31.05.2019 года государственным автономным учреждением Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»(далее – ОЦДиК) проведено 113 заседаний, из них 50 заседаний на базе ОЦДиК, 53 – на базе образовательных организаций области, 10 – на дому. В течение указанного периода было обследовано 4924 ребенка.

ОЦДиК создан банк данных детей с ОВЗ и инвалидностью обучающихся в учреждениях образования и социальной защиты, родители которых обращались по вопросу определения специальных образовательных условий и программы обучения в ЦПМПК.

Приказом Министерства образования Калининградской области утверждены правила проведения мониторинга специальных образовательных условий для организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (приказ от 28.08.2017 года № 897/1 «Об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам»).

Мониторинг проводится государственным автономным учреждением Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (далее ОЦДиК) посредством сбора, анализа, обобщения, систематизации и учета, предоставленных муниципальными органами управления образованием сведений о муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

В 2018 году мониторингом охвачены все общеобразовательные (167) и дошкольные образовательные организации (194) Калининградской области.

В ходе проведения Мониторинга проанализированы и систематизированы сведения по следующим показателям: контингент обучающихся; кадровая обеспеченность; архитектурная доступность; методическое сопровождение.

Результаты мониторинговых исследований свидетельствуют о положительных изменениях в вопросе создания специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью. Администрациями образовательных организаций принимаются следующие меры: создается безбарьерная среды; приобретаются специальные учебно-методические материалы; функционируют психолого-педагогические консилиумы; в службе сопровождения обучающихся с ОВЗ работают учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи; вводятся дополнительные штатные единицы специалистов сопровождения; педагоги и специалисты школ направляются на курсы повышения квалификации; сотрудники направляются на курсы профессиональной переподготовки по специальностям: учитель-дефектолог и учитель-логопед. При отсутствии специалистов сопровождения администрации образовательных организаций заключают сетевые и межведомственные договора с учреждениями образования и социальной защиты.

В 2018 году с целью повышения квалификации специалистов области были приглашены сотрудники Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, созданного на базе Центра лечебной педагогики Псковской области и Псковского государственного университета города Пскова. В обучающих мероприятиях по теме: «Обучение и воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в контексте требований ФГОС» приняло участие более 50 педагогов Калининградской области.

В октябре 2018 года в обучающих мероприятиях, организованных ОЦДиК на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», 25 сотрудников из учреждений образования и социальной защиты Калининградской области прошли обучения по программе повышения квалификации: «Современные технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра». В ходе реализации курса педагоги познакомились с опытом работы по организации сопровождения лиц с расстройством аутистического спектра в городе Новосибирске, посетили базовые площадки (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», ЧДОУ «Аврора» и другие образовательные учреждениям города Новосибирска).

20-21 ноября 2018 года в БФУ им. И. Канта проходил II международный симпозиум «Инклюзивные процессы в современном образовании: сетевое взаимодействие и международные ресурсы».

Симпозиум объединил представителей науки и практики из Москвы, Екатеринбурга, Череповца, Минска и региональное педагогическое сообщество. За два дня в работе симпозиума приняло участие свыше 400 человек.

21 ноября 2018 года в БФУ им. И. Канта в рамках II Международного симпозиума состоялась научно-практическая конференция «Оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим, на территории калининградской области», в ходе которой были подведены итоги, проанализированы результаты мероприятий, реализованных в Калининградской области в 2017 и 2018 годах в соответствии с Комплексом мер.

В ходе Конференции представлены итоги реализации мероприятий Комплекса мер по оказанию медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, на территории Калининградской области в двух ключевых направлениях: создание кадровых условий в организациях, оказывающих коррекционную помощь детям с РАС, и создание условий для организации деятельности учреждений разной ведомственной принадлежности в сфере оказания комплексной помощи детям с РАС.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс в общеобразовательных организациях требует от каждого педагогического коллектива, руководителя, педагога освоения и принятия основ инклюзивной культуры, политики и практики.

В 2019 году ОЦДиК в рамках реализации программ дополнительного профессионального образования были организованы и проведены курсы для 277 педагогов образовательных организаций области по теме: «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательной организации в соответствии с ФГОС» (72 часа). Также в 2019 году для 175 педагогический работников дошкольных образовательных организаций региона были проведены курсы повышения квалификации по теме: «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении» (36 часов).

В 2018 году было издано методическое пособие для специалистов образовательных учреждений по вопросам использования эффективных практик и технологий в процессе сопровождения детей с РАС и семей, их воспитывающих «Эффективные практики и технологи оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим на территории Калининградской области», в котором представлен опыт работы образовательных организаций области при организации образования детей с РАС.

Для педагогов-психологов в рамках Регионального сообщества психологов был разработан и проведен семинар по теме «Особенности составления психологического заключения по результатам психологического обследования детей дошкольного и школьного возраста», приняли участие 90 специалистов образования.

В течение октября – апреля 2019 года для 20 педагогов-психологов образовательных организаций области было проведено четыре супервизии с целью разбора трудных случаев из практики, обмена опытом работы, профилактики эмоционального выгорания специалистов.

В сентябре 2018 года на базе ОЦДиК прошел Областной конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог- 2018», в котором приняли участие 7 педагогов-психологов. В результате испытаний победителем стала Николаева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ ЦРР Д/С №119 г. Калининград, которая приняла участие во Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России-2018» и вошла в 20 лучших психологов из 57 субъектов РФ. В настоящее время проходит Областной конкурс «Педагог-психолог- 2019», в котором принимают участие 5 педагогов-психологов.

В 2018 году было издано методическое пособие для специалистов образовательных учреждений по вопросам использования эффективных практик и технологий в процессе сопровождения детей с РАС и семей, их воспитывающих «Эффективные практики и технологи оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим на территории Калининградской области», в котором представлен опыт работы образовательных организаций области при организации образования детей с РАС.

Для педагогов-психологов в рамках Регионального сообщества психологов был разработан и проведен семинар по теме «Особенности составления психологического заключения по результатам психологического обследования детей дошкольного и школьного возраста», приняли участие 90 специалистов образования.

В течение октября – апреля 2019 года для 20 педагогов-психологов образовательных организаций области было проведено четыре супервизии с целью разбора трудных случаев из практики, обмена опытом работы, профилактики эмоционального выгорания специалистов.

В сентябре 2018 года на базе ОЦДиК прошел Областной конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог- 2018», в котором приняли участие 7 педагогов-психологов. В результате испытаний победителем стала Николаева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МАДОУ ЦРР Д/С №119 г. Калининград, которая приняла участие во Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России-2018» и вошла в 20 лучших психологов из 57 субъектов РФ. В настоящее время проходит Областной конкурс «Педагог-психолог- 2019», в котором принимают участие 5 педагогов-психологов.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов Порядками проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования предусмотрена форма сдачи экзаменов – государственный выпускной экзамен. ГИА-9 проводится (по их желанию) только по обязательным учебным предметам (русский язык и математика). Проведение экзаменов организуются в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития:

- проведение ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию; беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

- увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа, увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;

- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА - детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) ОИВ, учредители и загранучреждения обеспечивают создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;

- использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;

- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);

- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);

- оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);

- копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);

- выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровьяв государственных образовательных организациях Калининградской области и муниципальных образовательных организациях предоставляется бесплатное горячее питание за счет средств областного бюджета в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 17 пункта 2 статьи 4 и подпункт 2 статьи 12 Закона Калининградской области от 01 июля 2013 года №241 «Об образовании в Калининградской области» постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2013 года №1002 «Об обеспечении питанием обучающихся за счет средств областного бюджета».

Обеспеченность учебниками обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов – 100%.

Создание условий для получения профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональное образование людей с особыми образовательными потребностями – это важная сфера образования, позволяющая людям с инвалидностью и ОВЗ обрести независимость и экономическую самостоятельность. Профессиональное образование для людей с особыми образовательными потребностями – это повышение их социального статуса и возможность повышения уровня доходов, развитие навыков и умения работать, а для общества – это снижение напряженности на рынке труда, решение социальных проблем инвалидов. Основная цель профессионального обучения людей с особыми образовательными потребностями – интеграция их в общество.

По состоянию на 01 января 2019 года в региональных образовательных организациях профессионального образования обучались 406 человек, относящихся к категориям инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Распределение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам профессионального образования/обучения: 

Образовательная программа

2017-1018

учебный год

2018-2019

учебный год

Приняты на 1 курс

Общая числен-ность

Приняты на 1 курс

Общая числен-ность

Программы среднего профессионального образования

76

195

68

201

Программы высшего образования

25

70

32

83

Программы профессионального обучения по профессиям рабочих

135

135

122

122

ИТОГО

236

400

222

406

 

Основные профессии и специальности, по которым обучаются инвалиды и лица с ОВЗ (в % от общего количества обучающихся данной категории):

- Мастер по обработке цифровой информации – 15,7%

- Компьютерные сети – 7,6%

- Прикладная информатика (по отраслям) – 6,2%

- Документационное обеспечение управления и архивоведение – 4,8%

- Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы – 4,1%

- Мастер столярного и мебельного производства – 3,2%

- Ювелир – 2%

- Повар, кондитер – 2%

- Программирование в компьютерных системах, Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, Технология продукции общественного питания, Дизайн (по отраслям), Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов – по 1,1%.

В целях обеспечения права инвалидов и лиц с ОВЗ на получение профессионального образования за счет средств, предусмотренных в государственной программе Калининградской области «Развитие образования», проводятся работы по созданию универсальной безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений для обучения и временного проживания маломобильной категории граждан, приобретается специализированное оборудование в целях обеспечения доступности образовательного процесса.В 2018 году работы по адаптации для доступа инвалидов проведены в ГБУ КО ПОО «Колледж строительстваипрофессиональных технологий». Доля региональных профессиональных образовательных организаций, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ составляет 53,3%.

В 2018 году по результатам конкурсного отбора, проведенного Минпросвещения России, Калининградская область получила субсидию из федерального бюджета на оснащение базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, созданной в ГБУ КО ПОО «Колледж информационных технологий и строительства». Его функции связаны, прежде всего, с осуществлением ресурсной и координирующей деятельности по реализации, развитию и распространению инновационной практики инклюзивного профессионального образования, поддержки региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Калининградской области.

Кроме того, в 2018 году за счет средств федеральной субсидии и софинансирования из областного бюджета на базеГАУ КО ПОО «Колледж сервиса и туризма» создан Региональный учебно-методический центр профессионального обучения инвалидов.

В 2018-2019 учебном году в Калининградской области проведен
II региональный чемпионат профессионального мастерства для людей
с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс». Чемпионат проводился
по 11 компетенциям, в нем приняли участие 56 конкурсантов. Целью чемпионата «Абилимпикс» является повышение уровня профессиональной подготовки и конкурентоспособности обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья на региональном рынке труда, популяризация профессий и специальностей, направлений подготовки, реализуемых в системе профессионального образования, с целью трудоустройства и самореализации инвалидов, привлечение внимания Калининградских организаций и предприятий, образовательных организаций среднего профессионального образования к проблемам социализации, профориентации и трудоустройства людей с инвалидностью. 

Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи

В соответствии с  Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых а рамках Десятилетия детства, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2018 № 1375-р, а также регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в 2019 году запланировано открытие девяти структурных подразделений государственного автономного учреждения Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков».

На территории Калининградской области продолжают работу 5 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – ППМС-центры).

Перечень оказываемых услуг: 1. ППМС-помощь детям от 2 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных ООП, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ, детям-инвалидам, несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 2. Осуществление образовательной деятельности по ДОП социально-педагогической направленности (коррекционно-развивающей, профилактической и развивающей). 3. ППМС помощь образовательным организациям Гурьевского округа, ППМС-сопровождение детей с ОВЗ, детей с отклоняющимся поведением. 4. ППМС-сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ.

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста» кадровое обеспечение учреждения: педагог-психолог – 2 чел.; учитель-дефектолог – 1чел.; учитель-логопед – 1 чел.; воспитатель - 1 чел.

Перечень оказываемых услуг: 1. ППМС-помощь детям от 2 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных ООП, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ, детям-инвалидам, несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления 2. Предоставление муниципальных услуг по организации методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста. 3. Организация и осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным программам дошкольного образования. 4. Сопровождение группы кратковременного пребывания.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Багратионовский районный Центр психолого-медико-социального сопровождения» кадровое обеспечение учреждения: - педагог-психолог-3 чел.; учитель-логопед-1 чел.; учитель-дефектолог-1 чел.; социальный педагог-2 чел.

Перечень оказываемых услуг: 

1. ППМС-помощь детям от 2 до 18 лет, испытывающим трудности в освоении основных ООП, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ, детям-инвалидам, несовершеннолетним, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. 

2.Диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. 

3. Коррекция и развитие - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию отклонений в развитии детей, устранение дисбаланса между психофизиологическими возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями образовательной и социальной среды. 

4. Консультирование - оказание помощи детям и подросткам в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, профессиональном самоопределении, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. 

5. Просвещение - содействие формированию у участников образовательного процесса психологической компетентности, а также потребностей в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач. 

6. Профилактика - выявление и предупреждение возникновения явлений социальной дезадаптации детей и подростков. 

7.Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению, а также мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Организационно-методическое обеспечение деятельности специалистов.

Название ОО

ФИО руководителя

Индекс,

Область,

Район (при наличии),

Город / село / пгт,

Улица, дом, корпус / строение

Реализуемые образовательной организацией адаптированные образовательные программы

Контакты

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 1» (ГБУ КО «Школа-интернат № 1»)

Андреева Надежда Юрьевна

236009

г. Калининград, переулок Крылова 4

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1, 2) 

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра

т/ф. 560055, 

skooll-int1kalin@mail.ru,

http://www.shkola-int1.ru/

 

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для детей с ограниченными возможностями здоровья «Багратионовская общеобразовательная школа-интернат № 5» (ГБУ ОО "Школа-интернат № 5»)

Пуш Елена Теодоровна

238420 Калининградская область,

 г. Багратионовск,

ул. Калининградская 20

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1, 2)

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра

т. 8(40156) 34035 ф. 8(40156) 33174,internat5@bk.ru
http://internat5.edusite.ru/

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат № 7 п. Большое Исаково»
(ГБУ КО «Школа-интернат №7»)

Быстрова Альбина Юрьевна

238311 Калининградская область,

Гурьевский муниципальный район,

п. Большое Исаково,

ул. Октябрьская 5

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1, 2) 

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

5-9 классы

т/ф. 8 (4012) 514358, 
internatbu7@mail.ru

http://gouskoschool7.ucoz.ru/ 

 

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нестеровская школа-интернат № 8» (ГБУ КО школа-интернат № 8)

Шарапова Татьяна Александровна

238010 Калининградская область, г. Нестеров,

ул. Артиллерии 9,

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1, 2)

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра

т/ф 8 (40144)21308 
nestinter@mail.ru
www.nestinter.ru

Государственное бюджетное образовательное организация Калининградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» (ГБОО «Школа-интернат»)

 

Чукань Татьяна Вячеславовна

236000 г. Калининград, ул. Спортивная 11

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для слепых обучающихся

(вар. 3.2., 3.4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

(вар. 6.2., 6.3., 6.4)

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабовидящих обучающихся

(4.2, 4.3.)

т/ф. 215373

internatsvd@mail.ru ,

www.klg-int.edusite.ru

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Калининградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
п.Сосновка»(ГБОУ С(К)О школа-интернат
п.Сосновка)

 

 

 

 

 

Шемякина Елена Юрьевна

238530 Калининградская область, Зеленоградский район, п. Сосновка,

ул. Школьная 1

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1, 2)

Основная адаптированная общеобразовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра

Адаптированная основная общеобразовательная программа для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

(вар. 2.2, 2.3)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для глухих обучающихся

(вар. 1.2, 1.3, 1.4)

т. 8 (40150) 46628

ф. 8(40150) 46658

makarovazel@mail.ru.

www.internat-sosnovka.ru

 

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении и оздоровлении, «Санаторная школа-интернат» (Санаторная школа-интернат)

и.о. директора Лебедева Ольга Анатольевна

238402 Калининградская область, Правдинский район, п. Севское, переулок Центральный 1

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся сзадержкой психического развития (вар. 7.1, 7.2)

т/ф. 8(40157) 72317

goou6@mail.ru,

sanatornaa-skola-internat